Новости

На 2016 - 2018 годы установлен мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса.

http://procspb.ru/na-2016-2018-gody-ustanovlen-moratoriy-na-provedenie-planovyh-proverok-subektov-malogo-biznesa

 

 

 



Мы ценим 
Ваше время

Юридический блог

Главная Юридический блог
« Назад

Ликвидация юридического лица по решению регистрирующего органа  12.10.2012 01:39

Согласно статье 21.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 г. исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц возможно по решению регистрирующего органа.
Как на практике происходит процедура исключения из реестра недействующего юридического лица?
Для признания юридического лица недействующим необходимо одновременное соблюдение двух условий:
  1. Непредставление отчетности в налоговый орган в течение последних двенадцати месяцев
  2. Неосуществление операций ни по одному по банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев
Для подтверждения указанных условий регистрирующий (налоговый) орган должен иметь следующие документы:
1. документ соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающий факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
2. документ банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающий отсутствие операций по банковскому счету, или документ налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающий факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов.
При наличии указанных подтверждающих документов регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об исключении юридического лица из реестра. В течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении оно должно быть опубликовано в печатном органе, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц (журнал "Вестник государственной регистрации"), с указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами и иными лицами, чьи права могут быть затронуты в связи с таким исключением, а также с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления принимаются в течение трех месяцев с момента публикации.
В случае непоступления Заявлений от юридического лица, кредиторов или иных заинтересованных лиц, по истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения в журнале "Вестник государственной регистрации" регистрирующий (налоговый) орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц.
Снятие юридического лица с учета в налоговом органе и исключение сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков производится не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Что происходит, если у юридического лица, обладающего всеми признаками недействующего, имеется задолженность по налогам и иным обязательным платежам?
Во-первых, существует возможность списания такой задолженности, в связи с признанием ее безнадежной к взысканию. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (таможенным органом, перед которым имеются (учитываются) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Для того, чтобы налоговый орган принял решение о признании безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, нужны следующие документы:
- справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев отчетности, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах;
- справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности.
Во-вторых, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда, процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо возбуждать производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам, относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Что происходит, если в течение предусмотренного Законом трехмесячного срока с момента публикации поступает заявление от юридического лица, кредиторов или иных заинтересованных лиц?
В случае получения заявления/заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. То есть налоговый орган может подать заявление о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом. При этом, суд проверяет, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего, заявление возвращается арбитражным судом заявителю на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принято ввиду поступления заявлений.
Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату.
После принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом суд проверяет, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом, бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств, либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующее в соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации.
Поскольку сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета, превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может быть возвращено арбитражным судом заявителю на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
При прекращении производства по делу о банкротстве отсутствующего должника (в случаях, предусмотренных Постановлением Пленума ВАС № 67 от 20.12.2006 г.), понесенные по делу о банкротстве расходы возмещаются за счет средств, выделенных на финансирование деятельности уполномоченного органа при осуществлении процедур банкротства.
Что происходит с банковским счетом в случае исключения недействующего юридического лица из реестра?
После внесения записи об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц договорные отношения банка с клиентом - недействующим юридическим лицом могут считаться прекращенными в связи с отсутствием стороны по договору. Прекращение договора банковского счета является основанием для закрытия банковского счета. Поэтому, после получения кредитной организацией информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из него недействующего юридического лица ранее открытый данному лицу банковский счет подлежит закрытию.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить